вторник, 2 июня 2009 г.

Искусство и деньги

Я музыкант. Мне нравится играть. Мне нравится выступать. Мне нравится записываться. Я получаю удовольствие от того, что я делаю. Но иногда мне в голову приходит мысль: а почему мы (моя группа и я в частности) выступаем бесплатно?

Мы потратили деньги на инструменты и оборудование. Мы потратили много денег. Черт возьми, один только мой барабанный стафф стоит больше, чем аренда на вечер всего того барахла, что стоит на сцене. Кстати, мне не нравится, что у двери гримерки, как правило, нет охранника и потому гримерка превращается в проходной двор. Я не могу оставить свой инструмент там, потому что я слышал достаточно историй об исчезающих инструментах и постоянно на просторах интернета натыкаюсь на объявления типа "Украли на концерте инструмент, помогите найти". Мне приходится сидеть весь концерт в гримерке, пока народ не перестанет шастать, и следить за своим инструментом. Я не могу расслабиться и насладиться оставшимся шоу. Я трачу свои нервы и свое здоровье. Я не имею право на компенсацию?

Купить инструмент - полдела. Надо его еще и содержать. Гитаристам надо струны и медиаторы. Барабанщику надо пластики и палочки. Пусть инструмент не может содержать нас, но пусть он хотя бы содержит себя. Вам конечно интересно о каких деньгах я тут рассуждаю. Ну... Скажите, 3000р. это большая сумма? По-моему нет. Известные российские группы получают гонорары от 20000р. и больше. 3000р. - совсем небольшая сумма. Однако, уговорить организатора заплатить хотя бы столько нереально. А 10р. - это много по-вашему? Уверен, нет. Во многих городах на эти деньги даже на автобусе не проехать. Посчитайте: при стандартной посещаемости 300 человек надо сделать билет всего на 10р дороже, чтобы обеспечить музыкантам гонорар в 3000р. (ну если выступает 3 группы, то билет подорожает на 30р. - очень большие деньги, не правда ли? Особенно если учитывать, что бокал пива в баре обычно стоит 70-100р). А если учесть что часть этого гонорара неизбежно осядет в баре? ;)

Организаторы жалуются что не могут заплатить музыкантам, потому что мероприятие не окупилось. Однако за аппарат, за помещение, за услуги звукоинженера и работников сцены, за охрану, которая не работает, организатор смог заплатить. Да, мне всегда искренне жалко организатора, который не вышел даже в ноль, но почему это должно становиться моей проблемой? Я потратил время и силы чтобы сделать на сцене шоу, я ударно (в прямом смысле =)) поработал, черт побери! Почему меня должно это волновать? Где мои деньги?!

Говорить о том что иногородним группам надо оплачивать дорогу, думаю излишне.

А еще мне приходится слышать такое мнение: "Денежку получают профессионалы. Вот станете профи, тогда и вам платить начнут". Я согласен с этим утверждением целиком и полностью. Деньги должны получать профи, однако это палка о двух концах. С одной стороны, да, мы должны быть достаточно хороши чтобы нам платили. Но с другой стороны, у нас не так много времени чтобы совершенствоваться. Сначала уматываешься на работе или учебе, потом домой за инструментом, потом, уставший, на репетицию. Знаете почему все эти ребята из европы и штатов так круты? Потому что они зарабатывают музыкой. Они не вылезают из-за инструментов, потому что если они станут плохо играть, им не будут платить. А я? Буду ли я играть плохо, или буду ли я играть хорошо - я все равно останусь ни с чем. Так зачем становиться лучше кроме как для того, чтобы потешить свое самолюбие? Я, да и любой из нас, я уверен, рад бы заниматься только музыкой. Рад бы играть по 8-12 часов в день на своем любимом инструменте. Но кто тогда будет зарабатывать деньги на еду, на жилье и прочие нужные вещи? Правильно, никто. Значит приходится работать, а музыка отходит на второй план. Это слишком долгая дорога к мастерству, и к тому же неправильная. Очень сложно стать профессионалом в деле, к которому ты относишься как к увлечению. Да, я не профи, но я и не требую гонораров как у профи. Я всего лишь хочу видеть что меня уважают как музыканта и ценят то что я делаю. Мне не столько важна сумма гонорара, сколько его наличие. Я хочу после концерта не только видеть благодарность в глазах ребят из зала, но и слышать шуршание благодарности у себя в кармане.

Вот и все. Я правда много прошу?

1 комментарий:

  1. В Москве с этим получше дела обстоят. Есть клубы в которые можно придти и договорится об оплате. Например в клубе Вермель музыкантам платят 70-80% с билетов. Сам клуб отбивается с бара. Главное пригласить побольше слушателей. Самому организовать концерт не так сложно как кажется.

    ОтветитьУдалить